пятница, 17 июня 2016 г.

Обзор исчезнувших кладбищ Кишинёва

Кишинёв — город достаточно большой, но начал он историю свою как небольшое местечко.
В процессе своего роста он поглотил близлежащие поселения, некоторые из которых дали названия современным его районам. В каждом из этих поселений был свой погост, и все они прибавлялись к общему числу кладбищ всё увеличивающегося в размерах города. Прошедшие войны только способствовали увеличению мест захоронений.
Современный кишинёвец даже не представляет, сколько старых кладбищ уже не существует.
А ведь мы живём на них, ездим по ним на работу и домой, отдыхаем на них, проходим мимо. При уничтожении кладбищ редко производили перезахоронения, чаще всего ограничивались просто сносом надгробий.
Попытаемся собрать список если не всех, то большинства исчезнувших кладбищ Кишинёва.
Начнём с кладбищ, которые сохранились частично. И первым в списке будет Центральное Православное Кладбище, в народе именуемое «Армянским» (по названию улицы, выходящей к главному входу).
После Второй Мировой Войны оно лишилось значительной части своей площади. Были уничтожены прилегающие Лютеранское кладбище, Молоканское и Старообрядческое, захоронения немецких солдат, часть православного кладбища.

Кладбища на карте второй половины XIX века.

Теперь на территории бывшего кладбища расположен кинотеатр «Гаудеамус», ресторан, спортивный комплекс.

Молоканское и старообрядческое кладбища

Старообрядческой общине Кишинёва в начале XIX века для захоронений был выделен участок земли близ места, где чуть позже выстроят Тюремный Замок. Молоканская община города также хоронила своих прихожан близ этого места.
На старых планах это кладбище отмечено:


С плана 1940-х гг.

  Место это также сровняли с землёй. На нём обустроили Музей Военной Техники. Сейчас там пустырь и автомобильная стоянка. В конце 1990 гг по улице П. Халипа проводились земляные работы (прокладка кабеля или труб) под тротуаром. Автор был свидетелем, как при этих работах выкапывались полуистлевшие гробы и останки были разбросаны прямо под ноги пешеходов.
Следует упомянуть, что захоронения не ограничивались территорией бывшего Музея Военной Техники. Они простирались вдоль всей улицы П. Халиппа до бывшего Лютеранского кладбища. Часть мемориала «ETERNITATE» с захоронениями советских солдат, погибших во Второй Мировой Войне, был обустроен поверх старых могил. Сейчас уже неизвестно, к каким конфессиям относились люди, похороненные там.

Захоронения немецких солдат и офицеров, погибших в 1941-1944 гг.


  Об этом месте лучше всего расскажет пользователь форума Мой Город Кишинёв nik, бывший свидетелем описываемых ниже событий. Схема также нарисована им.

«Речь идет о самом начале 50-х годов. Место, называемое нами сквером, ограничивалось с одной стороны небольшой группой жилых домиков с участками, с другой остатками полуразрушенной кладбищенской ограды из разномастного бутового камня. Все это игрище было покрыто бурьяном, основательно вытоптанным нашими ногами в радиусе метров 70-80 от улицы Садовой. А далее, вглубь от улицы, шли поросшие высоким бурьяном «пустоши» или не угодья, как бы покрытые относительно мелкими шрамами впадин и хребтов. Они уходили к югу, постепенно опускаясь к долине у Синей горки. Еще один, не знакомый для современников 2000-х, топоним. Рельеф описываемого места, явно кладбищенского происхождения, был весь покрыт характерными, полустертыми холмиками, как это бывает на заброшенных кладбищах. Что не мешало нам со спокойной совестью бегать среди них или, точнее, прямо по ним, по захоронениям. Замечаний от редких соседей из взрослых никто никогда не делал. А в том возрасте особенно не задумываешься о бренности бытия. Привычное для свободных игр место использовалось несколько лет, мы все взрослели. Но, в одну из весен, наши развлечения на этом месте, получили совершенно новый сногсшибательный импульс. Земляные работы, в виде рытья траншей для прокладки первого канализационного коллектора по улице Болгарской, в ручную отрывали группы рабочих, лопатами. Все удовольствия с этим связанные были уже нашей детворой испытаны и остались, к сожалению, в прошлом. А тут вдруг нежданно-негаданно появился настоящий экскаватор, или — «ссыковатор» как произносил вполне серьезно, осознавая свою ответственность перед детьми, поучая нас, один взрослый дядя. Вот теперь и началась настоящая жизнь.
Упустить возможность видеть и слышать, как работает настоящий механизм, было просто невозможно. И мы целыми днями торчали там. Как только экскаватор начал свою работу, буквально после первого захода его ковша, из него вместе с землей посыпались человеческие останки. Для нас детей в этом не было ничего удивительного. Играли мы на кладбище каждый божий день, естественно посещали вначале не без страха взломанные и разграбленные склепы. Везде встречались отдельные кости, а в самом склепе, если пересилить страх, можно было, затаив дыхание, кое-где рассмотреть и целый скелет. Для нашего детского сознания все это стало уже привычным. Но экскаваторщик почему-то остановился. По-видимому, там присутствовало и начальство, как это бывает при запуске большого строительного объекта. Правда, ленточку не перерезали. Взрослые о чем-то посовещались между собой, и экскаваторщик опять забрался в кабину. До нас детей тоже дошла краткая информация, что это фашистское кладбище. Помню, что меня поразил в этом сообщении парадокс, непреодолимый для детского сознания. Как же они тут лежат мертвыми, если их нужно убивать. И, вообще, война происходила когда-то, очень давно. Так давно, что я ничего о ней не помню. А тут вдруг немцы. Хоть и мертвые, но все-таки настоящие. Информации о том, что это мертвые фашисты, всех нас очень взбудоражила и придала еще больше эмоциональности и «героичности» нашим действиям. Машина взревела и, активно ритмически всхрапывая и урча, стала методически отваливать и отваливать грунт.
Слабонервным лучше дальше не читать.
Тем не менее, однообразные действия экскаватора могли бы быстро надоесть, если бы из ковша сыпались только кости и черепа с касками, хотя и они для нас были вначале значимыми трофеями. Когда попадался такой трофей – череп он, иногда, каким-то чудом, удерживался в каске, скалился и раскачивался какое-то время. Но вот стало попадаться оружие. Ржавые немецкие автоматы, к которым у нас тогда было откуда-то взявшееся уважительное отношение. Еще реже пистолеты. Между пацанами началось настоящее соревнование, кто больше всех и круче добудет трофеев. Лезли, чуть ли не под ковш, за что получали по шее. Мелкоту, к которой относился по возрасту и я, в конце концов, отогнали на край и нам доставались лишь остатки оружейных сокровищ. Котлован быстро расширялся и, стало ясно, что фрицев, как мы их между собой называли, хоронили в три этажа в одной могиле. По глубокомысленным рассуждения взрослых пацанов выходило, что Наши лучше воевали, потому как много убили немцев, аж в три этажа. Так и пошло привычное и затягивающее времяпрепровождение. Пока, не помню теперь на какой день, кто-то из старших мальчишек, вдруг не стал производить какие-то странные манипуляции с одним из многочисленных черепов. Кстати, большая часть грунта, со всеми останками, грузилась на машины и увозилась в неизвестном направлении. Вокруг этого мальчишки собралась небольшая группа детей, наблюдая за тем, как он пытается зачем-то расколоть череп на части. Оказывается, он нашел череп с золотыми коронками и пытался, таким образом, их добыть. Конечно, это не укрылось от внимания взрослых рабочих. И с этого момента, лафа для всех пацанов кончилась. Всех отогнали в сторону за пределы отвалов. А экскаваторные работы явно замедлились. После каждого гребка, экскаватор останавливался, и рабочие внимательно осматривали содержимое ковша.»
Сейчас на месте этих захоронений расположено пожарное депо на ул. Матеевича.

Армяно-Католическое кладбище и кладбище общины израильтян Нового Завета.

Армяно-Католическое кладбище тоже не избежало печальной участи и дошло до наших дней в урезанном виде. Есть сведения (карты, воспоминания), что в советское время Физкультурный Техникум с бассейном, площадками для игры в футбол, баскетбол и т.п. был построен на месте захоронений.
Также очевидцы вспоминают, что рядом с этим участком также хоронили прихожан общины мессианских евреев Кишинёва. Вот что пишет участник форума «Мой город Кишинёв» Шимон: «Мой отец рассказывал, что после войны они часто с братьями играли на магале, рядом с Малой Малиной. И они наткнулись на несколько надгробий в виде кафедры с накинутым талитом с кистями с надписью «Союз Христианствующих Евреев». Это было между больницей и техникумом физкультуры». Участок земли для данной общины был выделен Кишинёвской Городской Управой в 1886 году. Находился он в 5 урочище, что подтверждает воспоминания очевидцев.
Сейчас территория бывшего Физкультурного Техникума полностью занята жилым комплексом компании GLORINAL.

C плана Кишинёва 1940-х гг. Жёлтым отмечен исчезнувший участок кладбища.
5 урочище на карте 1887 года. Находилось между Сенной Площадью и нынешней ул. Мелестиу.
Май 2008 года. Сносят физкультурный техникум, строят жилой комплекс.


Рышкановское кладбище

Изначально это была кладбищем предместья Кишинёва Рышкановки. В XX веке стало Городским Кладбищем. Жалкие остатки его можно и сейчас видеть у церкви Святых Константина и Елены. К самой церкви были перенесены некоторые надгробия известных людей, но подавляющее большинство было утеряно навсегда. Тут были похоронены представители многих известных и влиятельных бессарабских семей.
После Второй Мировой Войны тут также хоронили военнопленных.
Процесс уничтожения кладбища начался уже в 1950-х гг. На месте старых могил начали возводить частные дома.
В 1970-гг было принято решение о строительстве Скоростной дороги. Это строительство окончательно предрешило судьбу кладбища. Жителям Кишинёва, чьи родственники были тут захоронены, было предложено в установленный срок перезахоронить останки на новом городском кладбище (нынешнее Св. Лазаря). Всё остальное сровняли либо выкопали при строительстве дороги.

1920-1930-е гг. Усыпальница семьи Катаржи.
1970-е гг. Уничтожение кладбища при строительстве дороги (Архив Агентства Реставрации и Инспекции Памятников).
1970-е гг. Уничтожение кладбища при строительстве дороги (Архив Агентства Реставрации и Инспекции Памятников).
Наше время. Остатки надгробий.


Еврейское кладбище на Измаильской улице

На протяжении своей достаточно долгой истории в Кишинёве существовало несколько еврейских кладбищ, из которых до наших дней частично сохранилось только одно. Об одном же не сохранившимся мы поговорим сейчас. Располагалось оно в районе нынешних улиц Измаильской и Албишоара.
В книге И. Халиппы «ГОРОД КИШИНЕВ времен жизни в нем Александра Сергеевича Пушкина. (Топографико-эпизодические и бытовые наброски к 100-й годовщине дня рождения поэта, 26-го мая 1889 года ).» есть упоминание об этом еврейском кладбище: «Кладбищенская улица, названная так по бывшему в южном конце её старому еврейскому кладбищу; позднее на нее перенесено название упраздненного „Вдовьего переулка».»
И. Халиппа в 1889 году упоминает о кладбище как «бывшем», но на карте 1871 года оно ещё присутствует. К слову, это единственный план города, на котором кладбище отмечено:

С плана 1871 года.

Более точные границы кладбища можно благодаря немецкой аэрофотосъёмке Кишинёва, сделанной весной 1944 года:

Немецкая аэрофотосъёмка Кишинёва весны 1944 года.

После войны кладбище сравняли с землёй.
Сейчас на месте старого еврейского кладбища находится высотный жилой дом, библиотека, другие строения.

Современные виды на бывшее кладбище.


Захоронения советских солдат в Городском Саду у кинотеатра «Патрия»

После Второй Мировой Войны в одном из углов Городского Сада со стороны кинотеатра «Патрия» был обустроен мемориал с захоронениями погибших в войне советских воинов.
Схема, показывающая местоположение захоронений, выполнена пользователем форума «Мой город Кишинёв» nik(на схеме также указан памятник Сталину, который стоял у входа в Парк):

Конец 1940-х гг. В районе захоронений. (От пользователя форума «Мой город Кишинёв» Nosrevan).
С кадров кинохроники начала 1970-х гг.

В начале 1970-х захоронения перенесли на новый Мемориал, который обустроили у Городского Кладбища (нынешний Мемориал «Вечность»).

Кладбище у Мазаракиевской церкви

  Одно из древнейших кладбищ города, и от него практически ничего не осталось. Старые надгробия утеряны, на могилах стоят различные строения. В 1946 году было произведено изучение и описание Мазаракиевской церкви.
Архитектор Смирнова Т. Г. увидела следующую картину:
«На территории двора [церкви] имеются фруктовые деревья. Между деревьями разбросаны надгробные камни и кресты. Надписи содержат в себе следующее содержание: Имя, фамилия и дата (XIX-XX вв) захороненного на русском или церковно-славянском языках. Во дворе в траншеях от военных действий прослеживается несколько ярусов погребений. Поэтому можно судить, что это место служило для целого ряда поколений кладбищем».
Археологические исследования, произведённые в 2010 году, позволяют предположить, что кладбищем это место стало ещё в XVI веке, а возможно и даже раньше.
Фотографии с раскопок:

Еврейское кладбище на Скулянке

Точное время основания неизвестно, но считается, что первые захоронения стали появляться тут в начале XIX века.
В 1958 г. еврейское кладбище Кишинёва было разделено на две части, одну из которых власти отвели под рыночную площадь. В 1960-х гг. вторая часть кладбища была разрушена окончательно. На уничтоженной части был разбит парк (нынешний «Алунел»), теннисный корт, высотные жилые дома. Надгробные плиты были использованы в качестве стройматериала для ограды сохранившейся части кладбища, для ограды Центрального Православного Кладбища, Армяно-Католического кладбища, ограды военной части и др., а также ими мостили аллеи парка Алунел.
Схема. Розовым выделена уничтоженная часть кладбища, зелёным — сохранившаяся:
Уничтоженная часть кладбища, фотография 1950-х гг. Снято с нынешней ул. Каля Ешилор. На месте всех этих надгробий сейчас разбит парк «Алунел»:
В парке местами ещё можно увидеть обломки надгробий, вылезающие из-под земли:
Как было указано выше, обломки разрушенных надгробий использовали как строительный материал. Несколько таких мест (но далеко не все) можно увидеть на фотографиях:

Ограда еврейского кладбища.
Ограда еврейского кладбища.
Ограда Армяно-Католического кладбища.


Военное кладбище («Кладбище Героев»)

Ещё одно позорное пятно на карте Кишинёва — уничтоженное кладбище, на котором были захоронены воины различных национальностей, погибшие в Первой Мировой Войне.
Кладбище было основано в 1918 году. На нём были погребены солдаты Российской Империи; румынские, чехословацкие, польские, французские воины. Была воздвигнута капелла, основание которой было восстановлено уже в наше время.

Схема с примерными границами кладбища.

Благоустройство кладбища продолжалось и в годы Второй Мировой Войны. В это время захоронения на нём возобновили, на кладбище нашли последний приют солдаты, погибшие в госпиталях Кишинёва (советские, немецкие, румынские).
В 1942 году был воздвигнут монументальный вход с лестницей и колонами, которые сохранились до наших дней.

1942 год. Строительство входа на кладбище.
1942 год.
1942 год.
В годы Второй Мировой Войны и сегодня.

В 1959 году кладбище сравняли с землёй и на его месте воздвигли НИИ Туберкулёза.

1960-е гг.

 Здание института было снесено в 2007 году. Теперь на месте бывшего кладбища — заброшенный пустырь и восстановленный фундамент часовни.
Земельный участок принадлежит частной компании.

Фундамент кладбищенской часовни.

 Мемориал необходимо восстановить. Такое место могло бы стать символом примирения и уважения к погибшим воинам различных национальностей.

Чевкарское кладбище (на ул. Соколень)


  Об этом кладбище рассказывает пользователь форума «Мой город Кишинёв» nicko:
«Старое кладбище на Старой Почте находилось на месте домов по ул. Socoleni 9, 11, 13 и также на месте дороги по ул. Socoleni, (т.к. участка дороги ул. Socoleni между ул. Ceucari и ул. Doina не было). Получается что кладбище было не маленькое. Часть этого кладбища сохранилось вплоть до 1984 года. Как мне рассказывали старожилы — Ул. Gh. Madan упиралась в кладбище и тропинка через кладбище проходила там где, сейчас, проход между домами по ул. Socoleni 11 и 13.
В начале 2000-х гг на месте, где было старое кладбище, освятили и поставили большой крест, на котором постоянно горят лампадки. Этот крест стоит на пересечении ул. Socoleni и ул. Iazului. В конце 1970-х гг было объявлено о закрытии этого кладбища. И всем, кто имеет там захоронения, предложили перезахоронить их на Дойне. Были предоставлены для этого дела машины. И многие люди со Старой почты перезахоронили их со старого кладбища на новое на Дойне. А те могилы, которые остались, были постепенно (по мере постройки новых домов) уничтожены.»

Примерные границы кладбища.
Дома вдоль улицы Соколень, построенные на месте бывшего кладбища.


Кладбище на улице Куза-Водэ (Ботаника)

   Это кладбище на Ботанике уничтожили не так давно — в конце 1980-х гг.
Вспоминает пользователь форума «Мой город Кишинёв» AlexUk:
«В детстве за неимением особых развлечений мы довольно много времени проводили на этом кладбище, а обойти его по бетонному забору вокруг считалось особым шиком! Официальный вход в него был только один, но плиты забора в нескольких местах (на перепадах высот) соединялись решетками — там мы и перелазили. Объявления о сносе кладбища повесили по всему периметру, наверное, за год. Для тех, кто хотел перенести могилы, работал трактор с ковшом. Причем на кладбище не существовало каких либо аллей — только сеть извилистых тропинок и заросли кустов сирени (таких порой огромных, что внутри мы в детстве устраивали «штабы»). Поэтому трактор довольно безжалостно прокладывал путь себе к тем могилам, которые переносили. Когда сносили кладбище снесли не только его. А также всеми любимые ещё два места:
1.Павильон Фрукте -Легуме: бетонно-решетчатую конструкцию ( в простонародье «Черепаха»), где все лето и осень колхозы дешево продавали свою продукцию.
2.Ларек «Пиво-Воды», на горе не только всем бухальщикам округи, но и тем, кто заправлял летом сифоны.
Первым на месте кладбища построили детский садик, потом пятиэтажку 18\1. Девятиэтажка 18 была долгостроем.
А две новых высотки возводились уже в 2000-х».

Примерные границы кладбища (по аэрофотоснимку 1944 года).
На плане Кишинёва 1982 года кладбище также отмечено (зелёный прямоугольник в центре).
Новостройки на месте кладбища.


Кладбище в районе Харлампиевской церкви

Упомянем о кладбище, которое исчезло около двух веков назад.
Вот что о нём пишет И. Н. Халиппа в «Протоколах и журналах Бессарабской Ученой Архивной Комиссии» с 23 августа 1898 года по конец 1899 года:
«Ещё в первой четверти нынешнего столетия (XIX) туристы отмечали следы древнего кладбища около нынешней Свято-Харлампиевской церкви. И, вот, в первых числах марта сего 1899 года, во дворе дома Крейза, недалеко от угла, образуемого Минковской и Харлампиевской улицами (Минковская улица, д. № 4), найден совершенно ушедший в землю надмогильный камень с молдавскою надписью, гласящею: «Аиче одихнеще роаба луй Думнезеу Смарагда социе луй Щефан Полеитул л(ето) 1747», т.е. «Здесь покоится раба Божия Смарагда жена Штефана Полеита 1747 г». Благодаря содействию бывшего Полицмейстера князя Юрия Григорьевича Кантакузина, камень отобран в музей нашей Ученой Комиссии».
Речь идёт о месте на пересечении современных улиц Г. Кошбук и Александру чел Бун в самом сердце старого Кишинёва. На плане ниже чёрным прямоугольником выделено примерное место находки надгробия:

Скиноское кладбище

Рассказывает пользователь форума «Мой город Кишинёв» спартак: «Больница Лечсанупр стоит на костях старого скиноского кладбища. Возможно там хоронили и жители старых Буюкан, тем более в районе Комсомольского озера было небольшое поселение, а на территории гребной базы, ближе к лесу стояла небольшая церквушка. Мать моя, коренная кишиневка, участвовала в строительстве этого места и хорошо помнит ту заброшенную церковь и небольшой погост возле нее. А основное кладбище занимало половину территории Лечсанупра и спускалось в самую низину глубокого урочища. Последнее надгробие я нашел 7 лет назад в густой траве, которая почему то и зимой никак не могла сгнить. Хорошо помню надпись на камне — Соколов Никифор Иванович, ск. 1913 г. Я вытащил этот обломанный камень на вид и прислонил к дереву, чтоб люди помнили, что ходят по костям. Камень пропал через месяц. Спустя год я нашел старого прораба, который строил больницу и он помнил, что хорошие надгробья шли к низу оврага, а на территории больницы уже оставались старые камни, но очень добротные. Первый же вскоп бульдозера вытащил чьи то бренные кости. Он с ужасом вспоминал, как к вечеру местные мальчишки из военного городка МВД (а это отдельная история) бегали по траншеям с черепами на палках и даже играли ими в футбол. Им, маленьким атеистам, не было страшно играть с костями чьих то предков. Затем ниже больницы был разбит парк и посажены целебные деревья для микроклимата и оздоровления воздуха — липа, карельская сосна, береза и рябина. Естественно, надгробья снесли, но кости не выкапывали. Почти никто из родственников не объявился и не переносил захоронения, хотя машины и время для этого были выделены. Очевидно, те места не были еще многолюдны и сильно пострадали от войны. Этим заниматься, видимо, было некому. Упоминание об это захоронении осталось только у старожилов. В то время Телецентр был вообще малонаселен и даже не считался городом.»

Кладбище в районе нынешних улиц Гренобля и Траян

В данном месте в XIX и начале XX веков располагались виноградники архиепископства. В 1882 году среди них была выстроена церковь. Там же обустроилось монашеское братство. Рядом было устроено кладбище.
На плане Кишинёва 1940-х гг отмечены церковь и здания монашеского братства. Дорога, проходящая из левого верхнего угла в правый нижний — это современная улица Гренобля:
Участник форума «Мой город Кишинёв» Ionel Balan отметил примерное местоположение кладбища и поделился своими детскими воспоминаниями:
«Я родился на ул. Фруктовой выше Института «Кодру» и посещая с.ш. №57, я часто проходил через персиковый сад (напротив Противоградовой службы что на ул. Гренобля). Так вот, в районе гаража института на юго восточной его стороне находилась старое строение бывшей церкви или монастыря, где, в то время, была лесопилка и что-то в роде клуба. Напротив этой уже несуществующей церкви (через низину) до сих пор есть могила священника (она сейчас загорожена автопарковкой) а чуть ниже этой могилы было кладбище. Это кладбище в советское время заровняли и на его месте разбили персиковый сад (теперь просто пустырь). Где-то в 79 или 80 году, вдоль ул. Гренобля в этом районе прорыли глубокую траншею для проложения теплотрассы. Эта траншея проходила поперёк могил, и мы «путешествуя» по дну траншеи могли без труда доставать, из сжатых слоем почвы гробов, кости и различные истлевшие предметы и монеты. Находили монеты периода Царской России 1852 и более ранней чеканки.»
   На немецкой аэрофотосъёмке Кишинёва весны 1944 года отчётливо виден комплекс зданий с церковью и поодаль — территория, совпадающая по форме и размерам с указанным кладбищем:

С немецкой аэрофотосъёмки 1944 года. Дорога наверху — нынешняя ул. Гренобле.

Кладбище было уничтожено в 1969 году. Некоторые захоронения, в частности останки Иоанна Злоти, были перенесены. Останки отца Ионна Злоти сейчас покоятся в Добруже — пригороде Кишинёва. У стоянки сейчас не его могила (как указывается выше), а памятный крест с его именем.

Представленный обзор исчезнувших кладбищ Кишинёва не полон. О других местах захоронений существует очень мало информации, о некоторых остались обрывки легенд и слухов. Также следуют упомянуть, что людей в городе хоронили и при церквях. В 1950-1960-е гг несколько древних городских церквей были снесены вместе с захоронениями. Но обрисованной картины вполне достаточно, чтобы дополнить образ современного Кишинёва. Пренебрежение своей историей у большинства кишинёвцев, видимо, в крови.
Юрий Швец.

Комментариев нет:

Отправить комментарий